Музей

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  "ХАТАНГСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1"

Музей

 

Выпускники

 

 

     

    Реализуем проекты

    Муниципальный проект «Добротворчество» 2022

    1.     «Мастерицы»

    2022 год объявлен  Годом сохранения традиций. В условиях глобального мира очень важно сохранить и передать последующим поколениям  мастерство и культурное наследие коренных народов Таймыра.  Много говорится об этой проблеме, многие работают над ней.  Школьный музей нашей школы «Живые голоса истории» не может оставаться в стороне. В экспозиции нашего музея уже есть материалы, представленные работами наших выпускников. Однако, они ушли из школы, выросли новые поколения ребят.  И у них есть желание научиться плести уникальные узоры, изготавливать красоту своими руками. Наши участницы болеют сахарным диабетом. Эта коварная болезнь совершенно непредсказуема. Научившись работать с  природными  материалами и  бисером, участницы получат не только эмоциональную подпитку (что благотворно скажется и на здоровье), умение себя украшать и дарить радость другим. Сохранение традиционного ремесла, уникальной культуры нашего региона  целиком зависит от  распространения эксклюзивных  техник и развития умений подрастающих поколений.  Участники проекта  ( а их стало гораздо больше) смогли приобрести навыки изготовления различных ремесленных сувениров на основе ДПИ  народов, проживающих в Хатанге. Научившись изготавливать красивые изделия своими руками,  девочки смогут   в дальнейшем  украшать себя, своих близких и  друзей. А если развивать эти навыки, можно превратить эти умения в доходный бизнес, востребованный в регионе в связи с развитием  туризма. Хотелось бы выразить особую признательность сотрудникам  ФГБУ «Заповедники Таймыра», принявшим  участие в нашем проекте! Это Саченко Евдокия Христофоровна, Макешова Елена Афанасьевна и Федосеева Антонина Иннокентьевна. С помощью мастериц Музея Природы и этнографии  наши участницы  приобрели знания и умения в создании сувенирной продукции ДПИ на основе традиций коренных народов Таймыра, научились  изготавливать  сувенирную продукцию самостоятельно. Как горят глаза, какой гордостью наполняются  девочки, показывая свои достижения! Девочки освоили  работу с разными материалами, сувениры из рыбьей кожи и глины, украшения  из бисера, обереги из ткани. Нет предела совершенству!  На следующий год есть  возможность продолжить обучение уже  с другими материалами, научиться новым  видам искусства народного творчества.  Подруги и родные оценили успехи наших мастериц. Силами участниц проекта  готовится экспозиция  «Узоры Таймыра», которая в следующем году будет представлена в школьном музее. Надеемся, что  экскурсии  вызовут  интерес и продолжение участия в проекте команды  и новых участников.

                    

     

     

    2.     «Играй, барган»

     

    Традиционная музыка народов всегда интересна и неожиданна. Самобытность и мелодичность, живая связь с природой,   вдохновляют и завораживают. В том числе за этими ощущениями едут на Таймыр туристы. К сожалению, молодое поколение практически утратило интерес и умения  к музыке своего народа.  Это касается   и  представителей коренных малочисленных народов Таймыра. Сегодня энтузиасты пытаются сохранить  музыкальные традиции Таймыра. Мы присоединяемся к ним.

        В год, обьявленый Президентом Годом сохранения  народных  традиций, мы решили создать в школе кружок барганистов. Этот музыкальный инструмент  сегодня знаком многим. Хочется привить молодому поколению желание  играть на  баргане.  Воссоздавая музыкальную культуру своего народа, мы  участвуем в ее сохранении. Барган  теперь будет звучать повсеместно на различных мероприятиях. Кружок  барганистов в нашей школе-явление новое и необычное. Наши ребята неоднократно слышали как звучит барган, многие хотели бы научиться на нем играть.  Часть наших учеников посещала занятия в  Музее природы и этнографии с.Хатанга. но ребята выросли. На смену им приходят новые поколения.  Благодаря реализации проекта «Играй, барган» появится возможность разнообразить уроки и внеурочные мероприятия по  КМНТ( Культура Малочисленных народов Таймыра) Когда практические навыки  закрепляют  информационные знания, когда в  процессе участвуют чувства наших воспитанников, они уже не забудут  звучание баргана,   смогут передать  любовь  к инструменту и своим  детям.

       Стандартный курс обучения  может  стоить  от 300 до 2000рублей. Мы же научили  ребят – бесплатно! Возможно, это станет их профессией или просто будет способствовать  сохранению интереса к культуре и ее самобытности для последующих поколений.

        

    3.     «Звуки Севера»

      В 2022 -2023 учебном году наш школьный музей «Живые голоса истории» принял участие в  конкурсах  социальных проектов  муниципального уровня. Мы стали победителями  ряда номинаций таких конкурсов, как «Зажги свою звезду над Енисеем», «Добротворчество», «Салют, Победа!». Реализация  наших  проектов с использованием грантовых средств позволила наполнить нашу работу новыми видами деятельности, расширила  возможности школьного краеведческого музея.

      Идея проекта  «Звуки Севера»  связана с уникальной возможностью предстать в роли шамана и научиться изготовлению настоящего бубна с соблюдением  всех тонкостей этого искусства. Научили наших ребят этому мастерству сотрудники мастера ФГБУ «Заповедники Таймыра» ( Саченко Е.Х,,Пупкова А.М.) Цели и задачи  проекта:

    - в игровой интерактивной  форме  закрепить знания о традиционной культуре долган;

    -научиться изготавливать  долганский бубен по традиционным технологиям;

    -принять участие в музыкальной постановке по мотивам легенд долганского народа

      Изготовление  бубна как атрибута языческого культа шаманов- захватывающий процесс.   Пройти его от начала до окончания  смогли  только самые увлеченные-члены школьного музея «Живые голоса истории». Особенно важно, что   совершили  все под руководством знающих людей.   Наш «новодел» был изготовлен  по всем правилам.  Благодаря участию в прошлогодней  программе «Добротворчество» наш школьный музей приобрел несколько барганов.  Теперь мы используем их снова. Ребята  смогли  научить играть на баргане других участников.  Другие члены нашего музея и волонтеры решили  изготовить своими руками  настоящий шаманский бубен. Включение  ребят в творческую образовательную деятельность, связанную с культурой своего народа    способствует  их социальной адаптации. Разновозрастные команды наших участников смогли сделать общее дело, получить новый опыт и сделать уникальные  вещи своими руками!

      Интерактивная познавательная программа помогает  закрепить отдельные знания наших учеников. Участие в празднике сделало  жизнь  ребят более насыщенной и яркой.  Общим девизом нашего проекта станут слова : «Хочу, могу, умею».

      Изучение культуры предков наиболее важно с помощью интерактивных действий и  приемов. Сегодня музейные экспонаты часто применяют в экспозициях для интерактивных действий: можно не только посмотреть и потрогать, но еще более интересно воссоздать самостоятельно. Мир предков становится ближе и понятнее, когда воссоздаешь его самостоятельно. В нашем школьном музее силами самих учащихся создаются  так называемые «новоделы»- изделия традиционной культуры, которые так или иначе воссоздают колорит народа.  В недавнем проекте «Мастерицы» наши участницы учились  создавать  сувениры.  Девушки выразили желание  продолжить обучение. Пришло время взяться за мастерство более серьезное. Данный проект позволил  совершенствовать  умения в обучении мастерству шитья. Девочки  освоили  пошив шапок-женских и мужских. Новые экспонаты  можно будет использовать в театральных постановках или для фото-квестов,  или фото-зонах на праздниках. В ходе проекта мы  прошли познавательную программу «Из истории костюмов долган», мастер-класс «Ниточка-иголочка». Самый сложный, конечно,  сам процесс изготовления шапок.

    Проект  «Ынтыка» запомнился участницам и скоро они сами смогут научить других искусству изготовления национальных шапок долган.

            

    4.     «Таймырский сувенир»

      Проект «Таймырский сувенир» является продолжением программы этнографического образования. В прошлом учебном году  наши мастерицы освоили лишь несколько компетенций  бисерплетения. В этом году девочки освоили   разные виды броши и научились изготавливать мужские галстуки в долганском стиле.  Хотелось бы создать и  подвески в колорите северных народов, но это уже  планы на будущее…

      Второй год в нашем школьном музее реализуется туристическое направление. Программа предусматривает знакомство с туризмом и походы по району. Благодаря грантовой поддержке различного уровня мы пополняем  туристическую базу. Не стал исключением и этот год. Реализация проекта «Мир вокруг нас» предусматривает  участие в туристических походах и ребят с ограниченными возможностями.  Взаимопомощь, дружеское расположение позволяют пройти социализацию в более комфортных обстоятельствах.  Надеемся, что вместе с тем ребята, окунувшись в мир  туризма, «заболеют» им по-настоящему.  И весь мир им открыт. А начать стоит с малой родины, чтобы лучше  ее познать и полюбить.

     

     

    5.     «Мир вокруг нас»

    Еще один   грантовый проект «Мир вокруг нас» направлен на изучение туристических основ с привлечением  ребят с ОВЗ. Уже второй год работает в нашей школе данное направление. Ребята 7-9 классов с удовольствием познают азы туризма. Привлечение ребят с особенностями здоровья направлено на их дальнейшую социализацию. Участие в проекте позволило освоить  новые  туристические  ступеньки, лучше узнать друг друга. Способствовало  вовлечению ребят с ОВЗ в  активности.

        

    Дата последнего обновления страницы 15.04.2024
    Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
    Версия для слабовидящих
    Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения