Выпускники
Реализуем проекты
Муниципальный проект «Добротворчество» 2022
1. «Мастерицы»
2022 год объявлен Годом сохранения традиций. В условиях глобального мира очень важно сохранить и передать последующим поколениям мастерство и культурное наследие коренных народов Таймыра. Много говорится об этой проблеме, многие работают над ней. Школьный музей нашей школы «Живые голоса истории» не может оставаться в стороне. В экспозиции нашего музея уже есть материалы, представленные работами наших выпускников. Однако, они ушли из школы, выросли новые поколения ребят. И у них есть желание научиться плести уникальные узоры, изготавливать красоту своими руками. Наши участницы болеют сахарным диабетом. Эта коварная болезнь совершенно непредсказуема. Научившись работать с природными материалами и бисером, участницы получат не только эмоциональную подпитку (что благотворно скажется и на здоровье), умение себя украшать и дарить радость другим. Сохранение традиционного ремесла, уникальной культуры нашего региона целиком зависит от распространения эксклюзивных техник и развития умений подрастающих поколений. Участники проекта ( а их стало гораздо больше) смогли приобрести навыки изготовления различных ремесленных сувениров на основе ДПИ народов, проживающих в Хатанге. Научившись изготавливать красивые изделия своими руками, девочки смогут в дальнейшем украшать себя, своих близких и друзей. А если развивать эти навыки, можно превратить эти умения в доходный бизнес, востребованный в регионе в связи с развитием туризма. Хотелось бы выразить особую признательность сотрудникам ФГБУ «Заповедники Таймыра», принявшим участие в нашем проекте! Это Саченко Евдокия Христофоровна, Макешова Елена Афанасьевна и Федосеева Антонина Иннокентьевна. С помощью мастериц Музея Природы и этнографии наши участницы приобрели знания и умения в создании сувенирной продукции ДПИ на основе традиций коренных народов Таймыра, научились изготавливать сувенирную продукцию самостоятельно. Как горят глаза, какой гордостью наполняются девочки, показывая свои достижения! Девочки освоили работу с разными материалами, сувениры из рыбьей кожи и глины, украшения из бисера, обереги из ткани. Нет предела совершенству! На следующий год есть возможность продолжить обучение уже с другими материалами, научиться новым видам искусства народного творчества. Подруги и родные оценили успехи наших мастериц. Силами участниц проекта готовится экспозиция «Узоры Таймыра», которая в следующем году будет представлена в школьном музее. Надеемся, что экскурсии вызовут интерес и продолжение участия в проекте команды и новых участников.
2. «Играй, барган»
Традиционная музыка народов всегда интересна и неожиданна. Самобытность и мелодичность, живая связь с природой, вдохновляют и завораживают. В том числе за этими ощущениями едут на Таймыр туристы. К сожалению, молодое поколение практически утратило интерес и умения к музыке своего народа. Это касается и представителей коренных малочисленных народов Таймыра. Сегодня энтузиасты пытаются сохранить музыкальные традиции Таймыра. Мы присоединяемся к ним.
В год, обьявленый Президентом Годом сохранения народных традиций, мы решили создать в школе кружок барганистов. Этот музыкальный инструмент сегодня знаком многим. Хочется привить молодому поколению желание играть на баргане. Воссоздавая музыкальную культуру своего народа, мы участвуем в ее сохранении. Барган теперь будет звучать повсеместно на различных мероприятиях. Кружок барганистов в нашей школе-явление новое и необычное. Наши ребята неоднократно слышали как звучит барган, многие хотели бы научиться на нем играть. Часть наших учеников посещала занятия в Музее природы и этнографии с.Хатанга. но ребята выросли. На смену им приходят новые поколения. Благодаря реализации проекта «Играй, барган» появится возможность разнообразить уроки и внеурочные мероприятия по КМНТ( Культура Малочисленных народов Таймыра) Когда практические навыки закрепляют информационные знания, когда в процессе участвуют чувства наших воспитанников, они уже не забудут звучание баргана, смогут передать любовь к инструменту и своим детям.
Стандартный курс обучения может стоить от 300 до 2000рублей. Мы же научили ребят – бесплатно! Возможно, это станет их профессией или просто будет способствовать сохранению интереса к культуре и ее самобытности для последующих поколений.
3. «Звуки Севера»
В 2022 -2023 учебном году наш школьный музей «Живые голоса истории» принял участие в конкурсах социальных проектов муниципального уровня. Мы стали победителями ряда номинаций таких конкурсов, как «Зажги свою звезду над Енисеем», «Добротворчество», «Салют, Победа!». Реализация наших проектов с использованием грантовых средств позволила наполнить нашу работу новыми видами деятельности, расширила возможности школьного краеведческого музея.
Идея проекта «Звуки Севера» связана с уникальной возможностью предстать в роли шамана и научиться изготовлению настоящего бубна с соблюдением всех тонкостей этого искусства. Научили наших ребят этому мастерству сотрудники мастера ФГБУ «Заповедники Таймыра» ( Саченко Е.Х,,Пупкова А.М.) Цели и задачи проекта:
- в игровой интерактивной форме закрепить знания о традиционной культуре долган;
-научиться изготавливать долганский бубен по традиционным технологиям;
-принять участие в музыкальной постановке по мотивам легенд долганского народа
Изготовление бубна как атрибута языческого культа шаманов- захватывающий процесс. Пройти его от начала до окончания смогли только самые увлеченные-члены школьного музея «Живые голоса истории». Особенно важно, что совершили все под руководством знающих людей. Наш «новодел» был изготовлен по всем правилам. Благодаря участию в прошлогодней программе «Добротворчество» наш школьный музей приобрел несколько барганов. Теперь мы используем их снова. Ребята смогли научить играть на баргане других участников. Другие члены нашего музея и волонтеры решили изготовить своими руками настоящий шаманский бубен. Включение ребят в творческую образовательную деятельность, связанную с культурой своего народа способствует их социальной адаптации. Разновозрастные команды наших участников смогли сделать общее дело, получить новый опыт и сделать уникальные вещи своими руками!
Интерактивная познавательная программа помогает закрепить отдельные знания наших учеников. Участие в празднике сделало жизнь ребят более насыщенной и яркой. Общим девизом нашего проекта станут слова : «Хочу, могу, умею».
Изучение культуры предков наиболее важно с помощью интерактивных действий и приемов. Сегодня музейные экспонаты часто применяют в экспозициях для интерактивных действий: можно не только посмотреть и потрогать, но еще более интересно воссоздать самостоятельно. Мир предков становится ближе и понятнее, когда воссоздаешь его самостоятельно. В нашем школьном музее силами самих учащихся создаются так называемые «новоделы»- изделия традиционной культуры, которые так или иначе воссоздают колорит народа. В недавнем проекте «Мастерицы» наши участницы учились создавать сувениры. Девушки выразили желание продолжить обучение. Пришло время взяться за мастерство более серьезное. Данный проект позволил совершенствовать умения в обучении мастерству шитья. Девочки освоили пошив шапок-женских и мужских. Новые экспонаты можно будет использовать в театральных постановках или для фото-квестов, или фото-зонах на праздниках. В ходе проекта мы прошли познавательную программу «Из истории костюмов долган», мастер-класс «Ниточка-иголочка». Самый сложный, конечно, сам процесс изготовления шапок.
Проект «Ынтыка» запомнился участницам и скоро они сами смогут научить других искусству изготовления национальных шапок долган.
4. «Таймырский сувенир»
Проект «Таймырский сувенир» является продолжением программы этнографического образования. В прошлом учебном году наши мастерицы освоили лишь несколько компетенций бисерплетения. В этом году девочки освоили разные виды броши и научились изготавливать мужские галстуки в долганском стиле. Хотелось бы создать и подвески в колорите северных народов, но это уже планы на будущее…
Второй год в нашем школьном музее реализуется туристическое направление. Программа предусматривает знакомство с туризмом и походы по району. Благодаря грантовой поддержке различного уровня мы пополняем туристическую базу. Не стал исключением и этот год. Реализация проекта «Мир вокруг нас» предусматривает участие в туристических походах и ребят с ограниченными возможностями. Взаимопомощь, дружеское расположение позволяют пройти социализацию в более комфортных обстоятельствах. Надеемся, что вместе с тем ребята, окунувшись в мир туризма, «заболеют» им по-настоящему. И весь мир им открыт. А начать стоит с малой родины, чтобы лучше ее познать и полюбить.
5. «Мир вокруг нас»
Еще один грантовый проект «Мир вокруг нас» направлен на изучение туристических основ с привлечением ребят с ОВЗ. Уже второй год работает в нашей школе данное направление. Ребята 7-9 классов с удовольствием познают азы туризма. Привлечение ребят с особенностями здоровья направлено на их дальнейшую социализацию. Участие в проекте позволило освоить новые туристические ступеньки, лучше узнать друг друга. Способствовало вовлечению ребят с ОВЗ в активности.